Белая ворона
«Белая Ворона» - проект по профилактике буллинга в школьной среде при поддержке субсидии губернатора Приморского края, Департамента внутренней политики и Министерства образования.


Буллинг -травля, запугивание, бойкот, происходящие систематически в течение длительного времени и осуществляется осознанно (часто онлайн). По статистике Приморского края 70% детей сталкивались с проблемой буллинга находясь в одной из ролей:

-Жертвой –может стать любой ребёнок социальной группы, имея друзей и нормальную самооценку, когда он по каким-либо причинам не в состоянии противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор. Последствия: депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления, попытки суицида или скулшутинг. Психологическая травма может остаться на всю жизнь.

-Агрессорами - могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением, чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.
Последствия: постановка на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних, проблемы с полицией, законом.

-Наблюдатели –вовлечены в ситуацию травли. Могут стать на сторону агрессора или жертвы.
Последствия: Психологическая травма. Стыд и чувство вины за то, что не помог жертве, проявил слабость.

Каждая роль в буллинге (травле) имеет психологические последствия разной степени сложности.



Цель проекта "Белая ворона - профилактические мероприятия по снижению подросткового и детского буллинга в период 2023 - 2024 учебного года.

Целевая аудитория:
1.Ученики 5-х классов школ №69, 66 и гимназии №1 г. Владивостока
2.Классные руководители 5-х классов проектных школ №69, 66, 72 и гимназии №1, г. Владивостока и школ поселков Хороля и Новошахтинска.

Задача проекта - научить детей:
  • Адекватному восприятию жизни
  • Правильному принятию трудностей
  • Социальным отношениям
  • Помощи друг другу
Всё это поможет воспитанию эмоционально устойчивых подростков, способных к бесконфликтному существованию, понимающих ценности жизни


Проблемы целевой аудитории (дети 5-х классов):
Дети этого возраста часто подвержены серьёзным эмоциональным перегрузкам и склонны к конфликтам, приводящим к буллингу.
Причины:
  • выход из зоны комфорта младших классов, новые учителя со своими требованиями и предпочтениями.
  • Социум изменяется, расширяется, требования увеличиваются.
  • Начальная фаза пубертатного периода

Планируемые мероприятия (для детей):
  • проведение тестов на исследование психологической атмосферы в классе;
  • проведение практических тренингов с детьми в рамках классных часов (отработка навыков противостояния, понимание что делать если ты оказался в одной из роли буллинга);
  • игры на командообразование;
  • объединение, расслабление через творчество;
  • просмотр социальных фильмов и их разбор;
  • сказкотерапия (отработка ситуаций на примере 3х лиц);
  • создание книг «Сказочные истории»

Проблемы целевой аудитории (классные руководители):
  • Классные руководители ещё не знают детей.
  • Многим не хватает знаний, времени и практического опыта, чтобы на начальной стадии увидеть и своевременно нивелировать назревающие конфликты.
  • В школе зачастую нет психологов, способных разглядеть конфликтную ситуацию и помочь в её разрешении.
Планируемые мероприятия для учителей:
  • Рекомендации по анализу тестирования общей атмосферы в классе
  • Тренинги и семинары по отработке ситуаций буллинга
  • Консультации от психологов проекта
  • Присутствие на всех классных часах и мероприятиях в рамках проекта «Белая Ворона» с целью обучения, насмотренности и практики.
Планируемые массовые мероприятия для всех целевых групп:
  • Творческий онлайн конкурс по созданию социальных рисунков под девизом: «Дети против насилия, травли, агрессии»
  • Городская выставка рисунков
  • Городское событие "Белая Ворона" (концерт, мастер-классы) посвященное международному дню профилактики буллинга (4 мая)
  • Игра-квиз» среди детей участвующих в проекте (1 июня)
Подробности реализации проекта можно увидеть в социальной сети ВКонтакт.
Если вы хотите, чтобы наши специалисты приехали к вам в школу и провели семинары для родителей и учителей пишите на телефон 7 914 706 76 57

Советы родителям:
Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой буллинга?

1.Успокоить и поддержать ребёнка словами: «Хорошо, что ты мне всё рассказал, ты правильно сделал», «Ты ни в чём не виноват», «Спасибо, что доверился мне», «Мы обязательно со всем справимся».
2.Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга и понять причину
3. Сообщить об этом классному руководителю и школьному психологу.
4. Если ваш ребёнок сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу.
5. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу.
6. В случае развития посттравматического синдрома немедленно обратиться к специалистам.
7. Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
8. И главное: научитесь доверительному общению с ребёнком. Тогда он обязательно доверит вам все свои проблемы.



Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми.


´Телефон доверия: 8-800-2000-122




Чему необходимо учить детей?

  • Попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
  • Всегда найдется тот, кто сильнее обидчиков и сможет тебя защитить. Не стоит бояться, что «будет хуже», если кому-то расскажешь о том, что происходит. Будет действительно хуже, если останешься один на один со своей проблемой.
  • Если травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
  • Если предмет травли можно исправить – исправь. Если нельзя – не считай себя виноватыми.
К нам поступает очень много запросов на реализацию проекта в других школах, для этого нам необходимы средства, чтобы проект жил дальше и помогал детям . Вы можете поддержать проект пожертвованием, а мы за это будем очень благодарны Вам.

Полезное: для родителей и учителей
Что такое «буллинг» и с чем его едят.

Буллинг (от англ. bullying)— психологическое или физическое насилие, с которым человек системно сталкивается в коллективе. Синоним в русском языке–травля.

Как проявляется буллинг:
-оскорбления
-угрозы
-насмешки
-сплетни
-порча/кража имущества
-бойкоты
-драки, избиения

Кто становится жертвой буллинга?
Причин может быть много:оценки в школе (хорошие/плохие), раса, одежда, красивая внешность или изъян.

С буллингом сталкиваются и дети, и взрослые. Порой кажется, что верный выход-покинуть место навсегда (перевод в другую школу, смена работы). Отчасти да, это сможет решить проблему, но временно.
Распознать буллинг с первых шагов

Сегодня хотим поделиться, как распознать буллинг, является ли случай единичным или вошло в привычку, расскажем о роли каждого участника.

Признаки буллинга:
- отказ признавать существование конфликта
-травля повторяется постоянно
-неравенство сил–агрессор превосходит жертву, ссоры никогда не проходят один на один
-микс разных видов агрессии – словесное унижение и физическое насилие.

В буллинге есть 3-4 стороны, выполняющие роли:
-жертва-чувствует себя слабым и неспособным прекратить травлю, так как силы неравны. Как правило, замалчивает факт, не жалуется – боится осуждения.
-агрессор-тот, кто осуществляет травлю.Сюда же относятся зачинщики и те, кто подключаются к буллингу.Агрессоров всегда больше, они чувствуют поддержку друг друга.
-наблюдатель-видит происходящее, но не вмешивается. Он может молча одобрять травлю, не присоединяться открыто, укрывать агрессоров.
- другие – осуждают буллинг, но не защищают жертву, так как боятся оказаться на этом месте.

Буллинг травмирует всех его участников. Если происходит травля, помощь нужна каждому, кто в ней замешан.
Бyллинг не только в жизни, но и в интернете

Кибербyллинг-травля в интернете, соц.сетях

Кибербyллеры могут:
  • писать обидные комментарии, сообщения
  • выкладывать фото жертвы, осмеивать их
  • делать оскорбительные мемы
  • угрожать «сливом» личных данных
  • красть данные для входа на страницу жертвы с целью опозорить

Часто кибербyллинг дополняет травлю в оффлайне.

Важно вовремя распознать, столкнулся ли ваш ребенок с безобидной шуткой или подвергся кибербyллинг-это поможет предотвратить более тяжелые последствия.
А агрессор - кто?
Сегодня мы расскажем, что из себя представляют агрессоры.


Нигилист-чаще мальчики, тип мышления-логик.Признаёт только своё мнение, даёт язвительные прозвища, неэмоционален

Компенсатор-низкие знания восполняет властью и грубостью, помнит обиды.Если жертву поддерживают другие-агрессию снижает

Комбинатор-жестокий, с развитым интеллектом.Манипулирует, сталкивает людей между собой. Общение с ним может обернуться внезапным «ударом».
Буллинг и не только: травят по-разному.

Помимо буллинга агрессоры используют и другие подтипы издевательств:

Моббинг - такая же травля, как и буллинг. Отличие заключается в том, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.

Шейминг (от английского слова “shame” означает позор) – как правило, проявляется в социальных сетях. Зачинщик пытается надавить на жертву путем навязывания чувства стыда. Кстати, известно много случаев, когда учителя шеймят учеников прилюдно, нанося таким образом им психологическую травму. Видя отношение учителей подростки подхватывают волну и начинают травлю жертвы.

Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных) учреждений.
Клип "СТОПБуллинг" (социально-музыкальный проект): рекомендовано к просмотру
Жми: https://m.youtube.com/watch?v=Nf1XKqedup0&feature=youtu.be
Продюсер клипа, автор слов, музыки - Екатерина Бабенко @kotbabenko
Режиссер, сценарист - Алексей Распутный @zerofilmer
Оператор, монтажер - Степан Кынкорогов
Звукорежиссер- Евгений Гриванов @grivanov.pro
Директор проекта/съемочной площадки- Нина Сурай @scorpio0811

Вокалисты/ исполнители главных ролей:
Вершинина Ольга @olyasha.ver
Илья Иванищев @ilia_ivanishchev_vl
Мязь Кристина @kristinamiaz
Дзебоев Георгий @dzeboev.georgi
Лиховид Алёна @alesher6496
Скогорев Иван @ivanskogorev815
Петрова Инга @ingira_p
Цуй Виктория @vika.tsui
Цуй Никита @NIKITA.TSUI
Исаченко София @anna_pstyga
Хмель Анастасия @kasukiza
Желдак Дарья @zhelia5
Гамаюнова Дарья @dashka3.0

ДРУГАЯ ВЫСОТА-2020" ПРЕДСТАВЛЯЕТ
социально-музыкальный проект "СТОПБуллинг!"
Социальный ролик (буллинг): рекомендуем к просмотру
Мой ребёнок - жертва буллинга: как помочь.

Если в один не очень хороший день Ваш ребёнок пришёл из школы и рассказал о том, что стал жертвой буллинга, необходимо, в первую очередь, выключить панику. Выбраться из сложившейся ситуации сложно, но можно. Делимся с вами некоторыми правилами, которые помогут ребёнку преодолеть возникшие трудности.

1. Не обвиняйте ребёнка, не говорите "сам виноват". На замену этим словам скажите ему, что рядом с ним друзья, родители, которые видят его таланты, ценят его способности, всегда поддержат в трудную минуту. Дайте понять, что не дадите его в обиду.

2. Обсудите с ребенком мотивы поведения агрессора: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира.

3. Напомнить ребёнку, что можно и нужно защищаться. Не показывать слабости и страхи перед агрессорами, а, наоборот, озадачивать преследователей неожиданными вопросами или хотя бы знанием нелестных фактов о них самих.

4. Выработать адекватную самооценку у ребёнка. Если она завышена - объяснять, что все люди разные (кто-то силён в математике, а кто-то в литературе), что не повод зазнаваться, если преуспеваешь в чём-то. И, напротив, если ребёнок думает, что он никчёмный, то напомнить о его заслугах и успехах.

5. Приглашайте одноклассников ребенка в гости. Детям будет интересно общаться и с вами, если у вас есть какое-то необычное хобби - расскажите взахлёп о том, что интересно вам и им. Тогда даже самые отъявленные драчуны будут смотреть вам в рот и после этого вряд ли тронут пальцем вашего ребенка.
I
Что нужно и чего нельзя делать родителям, которые обнаружили, что их ребёнок – буллер?

О том, что делать родителям, если ребенок стал жертвой буллера мы уже говорили. Сегодня дадим несколько советов тем взрослым, чьи дети встали на путь травли слабых.

1. Ответьте на 3 вопроса: что было до ситуации буллинга, что было в ситуации буллинга, какие его последствия?

2. Не наказывайте ребёнка в ответ на его агрессивные поступки в школе. Спокойно объясните, что плохо в этой ситуации для него и жертвы.

3. Свяжитесь с классным руководителем, обсудите случай буллинга, попросите организовать встречу с педагогом-психологом и родителями жертвы.

4. Не занимайте позицию обороны в отношении семьи жертвы, давя на принцип «Сам виноват».

5. Примите активное участие в преодолении ситуации буллинга – организуйте совместные мероприятия, события, в которых бы Ваш ребёнок и ребёнок-жертва сотрудничали и конструктивно взаимодействовали.

6. Возьмите на контроль взаимоотношения ребёнка в детском сообществе.

7. С помощью педагога-психолога скорректируйте проявления агрессии Вашего ребёнка.

8. Больше времени проводить вместе с ребёнком.

9. Увлеките ребёнка полезными занятиями и событиями.
Буллинг замечен: что делать учителю?

Нужно ли вмешиваться учителю, если в классе заподозрили первые признаки буллинга (о них мы писали в предыдущих постах)? Или лучше передать «бразды» родителям? Ответ однозначный и утвердительный – НУЖНО! Ниже представлено несколько советов, как необходимо реагировать.

1. Обсудить травлю как проблему группы. Например, провести параллель с реальными болезнями – дети знают, что если не мыть руки, то может быть расстройство желудка, а если не надеть шапку зимой, то можно простудиться. Точно так же есть действия, которые могут подорвать «здоровье» класса. Пусть дети сами предложат варианты для профилактики буллинга в школе.

2. Сформулируйте с детьми моральный кодекс класса, в котором всем будет хорошо, определив блюстителей этого документа. Можно договориться о штрафах для тех, кто нарушает правила.

3. Нельзя бросать ситуацию на самотек после одного разговора, так как борьба с буллингом требует времени. Следите за происходящим, напоминайте о принятых правилах.

4. Постройте работу так, чтобы каждый ребенок и внимание, и похвалу, чувствовал свою значимость. Для этого хорошо подходят игры на командообразование, конкурсы талантов и т.д.

Вдобавок хочется сказать – зачастую учителя сами провоцируют буллинг, например, выделяя одного ученика, который плохо учится, высказывая ему претензии при всех. Это развязывает руки детям для дальнейшей травли. Поэтому, дорогие учителя, проявляйте терпение, не давайте повода и руководства к действию для агрессоров.
Кем он вырастет: что будет с жертвой буллинга?

Что будет, если не замечать то, что ваш ребенок - жертва буллинга? Рассмотрим основные факторы жизни взрослого человека, чьи проблемы не были решены:

1.Психологическое здоровье - нарушение социальной адаптации, высокий уровень тревоги, депрессия, суицидальные мысли

2. Физическое здоровье - риск психосоматических нарушений (головные боли, боли в животе, спине, проблемы со сном). Также высок риск ожирения, присутствие серьезных заболеваний, медленное выздоровление.

3. Образование - нужно смотреть ситуативно. Конечно, многие жертвы буллинга получают дипломы о высшем образовании. Очень часто из-за внутренних страхов и переживаний не способны окончить и колледж.

4. Как следствие пункта N3- низкий доход, проблемы в коллективе, сложность находиться на одной работе; к 50 годам вообще нет работы.

5. Семья и отношения - риск остаться без супруга, т.к. прошлое затрудняет общение и налаживание контактов; не имеют друзей, либо часто прощаются с новыми людьми

6. Правонарушения. Увы, жертвы буллинга часто становятся преступниками (нанесение повреждений, убийства и т.п.)

Мы рассмотрели только основные факторы в жизни взрослого. Не игнорируйте жалобы ребёнка на проблемы. Участвуйте в его жизни, общайтесь с педагогами, обращайтесь к психологам. То, что происходит сейчас - имеет последствия в будущем!
Как и в Древней Греции в теме буллинга есть свои мифы.

Вот некоторые из них:

1. Насилие в школе появилось только в последние годы. Еще в 1910 Фрейд писал, что школа должна делать всё, чтобы не подтолкнуть ребёнка к суициду, чтобы ученики не были беспомощными перед лицом насилия.

2. Буллинг возможен только в классе у слабого учителя. Обнаружить факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления в среде учеников можно везде.

3. Насилия не так уж много (у нас его вообще нет!).
Во всех развитых странах мира около половины учеников как минимум 1–2 раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся.

4. Вызывать беспокойство у учителей должны только случаи физического насилия. Например, бойкот в отношении ребёнка, практикуемый в течение продолжительного времени, является самой частой причиной суицида.

5. Буллерами становятся дети с низкой самооценкой и те, кто не умеет контактировать со сверстниками. Статистика показывает, что самооценка агрессоров высокая, их поведение вызвано холодным расчётом.

6. Жертвами буллинга становятся слабые дети - отчасти да, но сегодня буллинг затрагивает также и социабельных учеников, имеющих друзей и нормальную самооценку.

7. С фактами насилия можно справиться разовыми мерами (лекцией, собранием, вызовом к директору) - однократные акции никогда не давали результата. Дело в том, что буллинг - это не спонтанное поведение. Буллер — это человек с развивающимися нарциссическими личностными структурами, который устанавливает свою власть над другими.

8. Чтобы заниматься проблемами детей-агрессоров, нужно привлекать их родителей - это помогает не всегда, так как большинство буллеров не имеют конструктивного контакта с родителями.

9. Учитель должен уметь справляться с фактами насилия в своём классе самостоятельно. Это нереалистично. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности можно только тогда, когда учителя объединятся против насилия.

Цель проекта «Белая ворона»-профилактика бyллинга среди подростков Приморского края. Наши психологи проводят занятия в игровой форме, проводят тестирования, дают рекомендации.Мы работаем со школами Владивостока и с учреждениями отдалённых уголков края – Хороль, Новошахтинск, Емар.

Поддержите наш проект, чтобы мы помогли большему количеству школ, перейдя по ссылке:
https://kluchiotserdca.ru/belaya-vorona

#ГрантГубернатораПриморья
#ФондПрезидентскихГрантов
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2023
елаяВорона
#КлючиОтСердца
Буллинг среди взрослых

Травле подвержены не только детские, но и взрослые коллективы. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты его проявления на работе — сплетни, постоянная критика, утаивание информации, социальная изоляция.

Цель такой травли — заставить работника уволиться или ослабить степень его социального или профессионального влияния в коллективе.

Существует два основных вида моббинга:
1. Вертикальный (боссинг) — от начальства к сотруднику или от коллег к новому руководителю, которого коллектив не принял.
2. Горизонтальный — от группы коллег к одному сотруднику.

Есть 5 этапов развития травли на работе:

1. Период напряжения. В коллективе есть сильное эмоциональное напряжение, связанное с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, неблагоприятным психологическом климатом.

2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения. Группа коллег или начальник начинают проявлять агрессивное поведение в отношении сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.

3. Насилие. Агрессивные выпады становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику, причём это не зависит от реальных поступков и результатов деятельности этого человека. У жертвы возникает чувство затравленности, ухудшается здоровье.

4. Социальная изоляция. Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития.

5. Потеря рабочего места. Часто человек, подвергшийся длительной травле, увольняется, либо его просят написать заявление об уходе.

В следующих постах мы расскажем, как бороться с моббингом, а также раскроем портрет агрессоров и жертв "взрослого" буллинга.

Цель проекта «Белая ворона»-профилактика бyллинга среди подростков Приморского края. Наши психологи проводят занятия в игровой форме, проводят тестирования, дают рекомендации.Мы работаем со школами Владивостока и с учреждениями отдалённых уголков края – Хороль, Новошахтинск, Емар.

Поддержите наш проект, чтобы мы помогли большему количеству школ, перейдя по ссылке: https://kluchiotserdca.ru/belaya-vorona

#ГрантГубернатораПриморья
#ФондПрезидентскихГрантов
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2023
#БелаяВорона
#КлючиОтСердца
Буллинг среди взрослых. Часть 2.

Ранее мы уже писали о том, что не только дети попадают в «объятия» агрессоров, взрослых травят не меньше. Сегодня расскажем несколько приемов первой помощи, как противостоять травле на работе.

Вот несколько советов:

1. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.

2. Оцените собственные силы: хватит ли вам ресурсов, чтобы противостоять агрессии.

3. Не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.

4. При предвзятом отношении со стороны шефа, переведите все задания и претензии к вам в письменную форму - так сложнее обидчику завести вас в тупик.

5. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.

6. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.

7. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Огласка часто способствует разрешению ситуации.

8. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.

Мы продолжим знакомить Вас с темой буллинга и дальше. Продолжайте следить за нашими новостями

Цель проекта «Белая ворона»-профилактика бyллинга среди подростков Приморского края. Наши психологи проводят занятия в игровой форме, проводят тестирования, дают рекомендации.Мы работаем со школами Владивостока и с учреждениями отдалённых уголков края – Хороль, Новошахтинск, Емар.

Поддержите наш проект, чтобы мы помогли большему количеству школ, перейдя по ссылке: https://kluchiotserdca.ru/belaya-vorona

#ГрантГубернатораПриморья
#ФондПрезидентскихГрантов
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2023
#БелаяВорона
#КлючиОтСердца
Что еще заставляет агрессора травить сильнее

Травля является эмоциональным насилием, это всегда ситуация прилипших ролей, когда чье-то право на безопасное пребывание в группе нарушено.

Часто добрые учительницы начинают говорить детям: «Посмотрите, какой хороший мальчик, посмотрите, как он на скрипочке играет». Другая неудачная стратегия — призвать к жалости: «Как вам не стыдно, Он плачет, ему обидно». Фактически идет укрепление роли жертвы. Если мы будем это прокачивать, то роль еще больше привяжется.

Дети не хотят ничего рассказывать взрослым, потому что ему ответят: «Не ябедничай, разбирайся сам» или пойдут поругают детей, которые его обижают, или скажут родителям: «Сводите его к психологу, пусть он научится с детьми отношения выстраивать». От всего этого буллинг только усиливается

Жертва сама мало что может сделать. Хотя детские фильмы и книжки очень сильно эксплуатируют фантастический сюжет про то, как ребенок, которого травили, обретает волшебные свойства, попадает в сказку или совершает подвиг, и все говорят меняется.В жизни так не бывает.

Дети часто мечтают, что, например, появятся на обложке журнала, и все захотят с ними дружить. Но если ребенок, которого травят, и правда появится на обложке журнала, скорее всего, ему вообще будет в класс не войти.

В следующем посте мы расскажем, кто может поставить конец травле в подростковом коллективе.

Цель проекта «Белая ворона»-профилактика бyллинга среди подростков Приморского края. Наши психологи проводят занятия в игровой форме, проводят тестирования, дают рекомендации.Мы работаем со школами Владивостока и с учреждениями отдалённых уголков края – Хороль, Новошахтинск, Емар.

Поддержите наш проект, чтобы мы помогли большему количеству школ, перейдя по ссылке: https://kluchiotserdca.ru/belaya-vorona

#ГрантГубернатораПриморья
#ФондПрезидентскихГрантов
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2023
#БелаяВорона
#КлючиОтСердца

Кто в состоянии прекратить травлю, и почему жертва не может ничего сделать.

Типичная ошибка взрослых — считать травлю проблемой жертвы. Дети могут говорить: «Мы его травим, потому что он толстый», «Потому что он в очках» или «Смешно говорит». На самом деле дети травят его, потому что хотят травить.

Один из наглядных примеров травли - мультик «Гадкий утенок» Гарри Бардина. Там очень короткая часть про лебедей, но очень подробная про курятник. В мультике убедительно показано, как утенок использует все стратегии жертвы, чтобы понравиться группе-старается быть полезным, быть как все, быть смешным и забавным. Но это результата не дает.

Травля — это не проблема отношений между личностями. Это болезнь группы. Возьмите самых чудесных детей, создайте неблагоприятные условия — они начнут травить друг друга. И наоборот: возьмите уже травивших кого-то детей, создайте для них другие условия — они перестанут это делать.

С групповым процессом может работать только тот, кто руководит группой. Классный руководитель, педагог совместно с психологом.

Бывает, что ребенка травят, а потом в середине второго класса приходит другая учительница, и почему-то всё прекращается. Просто пришел другой взрослый, который задал другие правила игры.

Цель проекта «Белая ворона»-профилактика бyллинга среди подростков Приморского края. Наши психологи проводят занятия в игровой форме, проводят тестирования, дают рекомендации.Мы работаем со школами Владивостока и с учреждениями отдалённых уголков края – Хороль, Новошахтинск, Емар.

Поддержите наш проект, чтобы мы помогли большему количеству школ, перейдя по ссылке: https://kluchiotserdca.ru/belaya-vorona

#ГрантГубернатораПриморья
#ФондПрезидентскихГрантов
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2023
#БелаяВорона
#КлючиОтСердца
Почему в кружках по интересам детей не травят

В школе, детских лагерях дети объединены не потому, что они так решили, а по принуждению. У школьного класса нет никакой общей цели: каждый сам учится, сам сдает контрольную, кто-то просто ждет, когда это всё кончится. И часто нет никого, кто бы за эту группу отвечал как лидер.

В творческих кружках царит другая атмосфера. Здесь у детей есть общая цель - овладеть одним навыком, который им интересен, тут же совсем рядом находятся их единомышленники. А также и дети, и родители понимают, что всегда кружок можно поменять, если ребенок потерял интерес. Поэтому пока что не описаны случаи травли в кружках по интересам, потому что дисфункциональность с большей вероятностью возникает там, где запрещен выход (поменять школу гораздо сложнее).

Мы уже писали ранее, что зачастую инициатором травли, особенно в начальной школе, является сам педагог. Причем иногда он этого не осознает.

Механизм простой:
1) какой-то ребенок ему не нравится, например, медленно читает;
2) педагог дает детям понять, что этот ребенок у нас «белая ворона»;
3) дети начинают затравливать более слабого, потому что ориентируются на мнение взрослого.

Если жертва по каким-то причинам ушла из класса, очень быстро на это место назначается кто-то другой, так как группа больше не может без этого, ведь уже здесь приятно самоутверждаться за счет другого.

Цель проекта «Белая ворона»-профилактика бyллинга среди подростков Приморского края. Наши психологи проводят занятия в игровой форме, проводят тестирования, дают рекомендации.Мы работаем со школами Владивостока и с учреждениями отдалённых уголков края – Хороль, Новошахтинск, Емар.

Поддержите наш проект, чтобы мы помогли большему количеству школ, перейдя по ссылке: https://kluchiotserdca.ru/belaya-vorona

#ГрантГубернатораПриморья
#ФондПрезидентскихГрантов
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2023
#БелаяВорона
#КлючиОтСердца
Какую роль играют свидетели травли и что руководит их поведением

Основные мишени работы с травлей — свидетели и агрессоры. Большинство детей понимают: то, что происходит, плохо. Но ребенок думает: если не буду участвовать в травле, то есть шанс, что сам попаду на место жертвы; поэтому в моих интересах делать так, чтобы место было занято. Это решение принимается неосознанно.

Для этого с детьми нужно проговаривать - то, что происходит является насилием и неприемлемо, и это не проблема конкретной жертвы, а болезнь группы.

Например, дети отняли у кого-то шапку и перекидываются ей, называя это игрой. Грамотный педагог обязательно проговорит в похожей ситуации, что это не игра-когда люди играют, то всем весело.

Жертва при этом часто уверена, что все хотят, чтобы ее не было. Отсюда суицидальные попытки. Хотя на самом деле все хотят, чтобы жертва была и никуда не делась с этого места. В прочем, это касается как детского коллектива, так и взрослого (когда на работе происходит моббинг).

Цель проекта «Белая ворона»-профилактика бyллинга среди подростков Приморского края. Наши психологи проводят занятия в игровой форме, проводят тестирования, дают рекомендации.Мы работаем со школами Владивостока и с учреждениями отдалённых уголков края – Хороль, Новошахтинск, Емар.

Поддержите наш проект, чтобы мы помогли большему количеству школ, перейдя по ссылке: https://kluchiotserdca.ru/belaya-vorona

#ГрантГубернатораПриморья
#ФондПрезидентскихГрантов
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2023
#БелаяВорона
#КлючиОтСердца
«Моего ребёнка травят?»: шесть сигналов буллинга и советы родителям, как поступать можно и нельзя, читать здесь.

Фильмы про буллинг



Недавно мы рассказывали о том, что буллинг - это не современное веяние (еще сам Фрейд описывал травлю среди подростков).

За последние годы психологи смогли изучить и описать глубже данную проблему общества. Но и кинематограф также не обошел эту тему стороной.

Сегодня предлагаем вам подборку фильмов про травлю. Надеемся, что данные фильмы произведут особое впечатление и еще раз сподвигнуть лишний раз обратить внимание на своего подростка:

1. «Чучело», 12+.
2. «Невидимый мир», 16+
3. «Говори», 12+
4. «Класс», 16+
5. «После Люссии», 16+

Возможно, что-то из этого списка вы уже видели. Делитесь в комментариях своими впечатлениями

Цель проекта «Белая ворона»-профилактика бyллинга среди подростков Приморского края. Наши психологи проводят занятия в игровой форме, проводят тестирования, дают рекомендации.Мы работаем со школами Владивостока и с учреждениями отдалённых уголков края – Хороль, Новошахтинск, Емар.

Поддержите наш проект, чтобы мы помогли большему количеству школ, перейдя по ссылке: https://kluchiotserdca.ru/belaya-vorona

#ГрантГубернатораПриморья
#ФондПрезидентскихГрантов
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2023
#БелаяВорона
#КлючиОтСердца
Скулшуттинг: и до нас докатилось?

Скулшутинг – вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.

За рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. В России это явление начало проявляться относительно недавно и вызвало неутихающие споры, кто виноват.

Вот основные факторы, подталкивающие детей взяться за оружие:

- отсутствие внимания родителей к ребенку, ссоры в семье
- трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами;
- буллинг, как следствие - депрессия
- компьютерные игры, в которых присутствуют сцены насилия (под их влиянием ребенок может перестать видеть разницу между убийством человека в игре и в реальной жизни); доступ к ресурсам в Интернете, пропагандирующим идеологию «скулшутинга»;
- внушаемость/ведомость ребенка, психические отклонения.

ВАЖНО: нападение на учащихся в России часто совершаются с использованием холодного оружия, поскольку нож достать проще.

Пути решения проблемы:

- станьте настоящим другом для ребенка;
- учите ребенка общению с людьми вне Интернета;
- организуйте досуг во внеучебное время (посещение кружков и секций);
- тесно взаимодействуйте с участниками образовательного процесса, чтобы знать о его проблемах;
- не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для ребенка;
- контролируйте действия своего чада в соц. сетях, установите и оцените его круг общения;
- обратитесь за помощью к специалисту в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.

Цель проекта «Белая ворона»-профилактика бyллинга среди подростков Приморского края. Наши психологи проводят занятия в игровой форме, проводят тестирования, дают рекомендации.Мы работаем со школами Владивостока и с учреждениями отдалённых уголков края – Хороль, Новошахтинск, Емар.

Поддержите наш проект, чтобы мы помогли большему количеству школ, перейдя по ссылке: https://kluchiotserdca.ru/belaya-vorona

#ГрантГубернатораПриморья
#ФондПрезидентскихГрантов
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2023
#БелаяВорона
#КлючиОтСердца

Травля в семье - это буллинг?

В домашнем буллинге жертвой может стать и ребёнок, и взрослый (дети травят пожилых родителей, с которыми живут в одной квартире).

Ребёнку, которого буллят в семье, сложно довериться миру - если родные издеваются над ним, то чужие точно не станут жалеть.

Человека травят, если он показывает эту слабость другим. Со временем жертва семейного буллинга соглашется с «правилами игры», принимая это как нечто естественное.

Последствия:
1. Люди, подвергшиеся семейному буллингу, – потенциальные жертвы во взрослой жизни.
2. Для таких людей чуждо равноправие в семье.
3. Жертва постоянно ожидает удара и пр.

Когда мама шлёпает малыша, то даёт сигнал другим, что так делать можно. В будущем велика вероятность, что старшие братья и сёстры тоже будут использовать этот приём.

Или буллинг отца в отношении матери на глазах у детей- в этом случае может возникнуть цепочка травли, когда мать срывает злость на детях, а те переносят обиду на самого слабого члена семьи.

Проявления психологической семейной травли:
•бойкот
•сарказм
•насмешки
•поиск виновного в своих бедах и неудачах
•самоутверждение за счёт других

Как справиться с домашним насилием:

1. Не молчать.
2. Искать помощи вне семьи (психолог, школьный педагог, другие родственники)
3. Сопротивляться, показывая насильнику, что «со мной так нельзя».
4. Стараться окружать себя бОльшим количеством людей.

Вопрос семейной травли необходимо решать с психологом - проблема никуда не денется сама. Нужно найти истинные причины агрессии и работать со всеми членами семьи.

Цель проекта «Белая ворона»-профилактика бyллинга среди подростков Приморского края. Наши психологи проводят занятия в игровой форме, проводят тестирования, дают рекомендации.Мы работаем со школами Владивостока и с учреждениями отдалённых уголков края – Хороль, Новошахтинск, Емар.

Поддержите наш проект, чтобы мы помогли большему количеству школ, перейдя по ссылке: https://kluchiotserdca.ru/belaya-vorona

#ГрантГубернатораПриморья
#ФондПрезидентскихГрантов
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2023
#БелаяВорона
#КлючиОтСердца
«Моего ребёнка травят?»: шесть сигналов буллинга и советы родителям, как поступать можно и нельзя

Что психологи думают о вопросе «как дела в школе?», почему дети не признаются родителям в травле, и как научить ребенка защищать себя от обидчиков? Мы попросили психолога проекта «Белая Ворона» команды АНО «Ключи от сердца» Приморского края, Ладу Шкода, дать инструкции родителям, как распознать школьную травлю и как реагировать.

Читайте полную версию статьи по ссылке: Открытые-НКО - «Моего ребёнка травят?»: шесть сигналов буллинга и советы родителям, как поступать можно и нельзя (dobro.live)


Сексуальный буллинг и правило «трусиков».

Сексуальный буллинг - подвид физической и словесной травли, возникающий во время развития сексуальной идентичности и ориентация у подростков.

Чаще всего мы слышим о том, что это совершают мальчики, но это случается и среди девочек.

Проявление данного подвида буллинга:
  • оскорбительные обзывательства с сексуальным подтекстом (например, использование слов “шл…а” или “фригидная”)
  • распространение слухов сексуального характера
  • непристойные комментарии о чьей-то внешности или одежде
  • неуместные и непристойные касания и намеки
  • принуждение к сексу и использование эмоционального шантажа (например, угроза прекратить отношения, если жертва не пришлет фото); рассылка фото другим
  • сексуальное насилие
  • принуждение к беспорядочным половым связям.

Самое простое, что можно объяснить ребенку, чтобы он осознавал свою неприкосновенность - это «правило трусиков (в англ. аббревиатуре PANTS).

Вот 5 основных правил, которым родители должны обучать детей, начиная с двух-трёхлетнего возраста:
Privates are private ― интимные части тела можно позволять смотреть и трогать ТОЛЬКО родителям (гигиенические процедуры до определённого возраста) и врачу
Always remember your body belongs to you ― ТОЛЬКО ТЫ можешь распоряжаться своим телом и никто другой не имеет право что-либо делать с ним
No means no ― «нет» означает запрет. Дитя имеет право отказать в объятиях любому самому близкому родственнику
Talk about secrets that upset you — объясните, что о плохих секретах надо всегда рассказывать близким (когда взрослый человек совершил неприятные действия и назвал их «маленьким секретом»).
Speak up, someone can help — расскажи правду, и тебе помогут.

Цель проекта «Белая ворона»-профилактика бyллинга среди подростков Приморского края. Наши психологи проводят занятия в игровой форме, проводят тестирования, дают рекомендации.Мы работаем со школами Владивостока и с учреждениями отдалённых уголков края – Хороль, Новошахтинск, Емар.

Поддержите наш проект, чтобы мы помогли большему количеству школ, перейдя по ссылке:
https://kluchiotserdca.ru/belaya-vorona

#ГрантГубернатораПриморья
#ФондПрезидентскихГрантов
#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья
#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2023
#БелаяВорона
#КлючиОтСердца

Книги про буллинг. ⠀


Представляем Вам подборку книг, описывающих травлю, роли в ней. Здесь вы найдёте много полезного. Рекомендуем читать вместе с детьми: ⠀ 1. Андрей Богословский «Верочка»: ⠀
Умная, начитанная, но болезненная Верочка живёт в вымышленном мире благородства. Её отталкивающая становится главной причиной травли. Поддержку она находит у единственного человека — Лёшки. Пусть ненадолго, но она обретает силу и уверенность. ⠀

2. Анника Тор «Правда или последствия»: ⠀ Тяжело быть объектом травли, но не менее сложно выбрать правильную сторону: поддержать изгоя или присоединиться к стае? Эта дилемма занимает главную героиню и её подруг, которые успеют примерить на себя несколько ролей. ⠀

3. Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»: ⠀ Учительница начальных классов Котани самоотверженно берётся за воспитание закрытого и одинокого мальчика. С ним в классе учится девочка-инвалид, и благодаря плану дежурств, который составила Котани, дети не только помогают ей, но и с нетерпением ждут своей очереди. ⠀

4. Гевин Экстенс «Вселенная против Алекса Вудса»: ⠀
В 10 лет в Алекса Вудса попал метеорит, после чего он стал своеобразной знаменитостью в городке - это стало причиной травли. Жизнь превращается в настоящий кошмар. Но знакомство с новым другом, ветераном войны, заставляет его пересмотреть отношение к личным трудностям. ⠀

5. Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»: ⠀
«Привет, училка»- с этих слов начинается история молодой учительницы Сильвии Баррет. Школа живёт по своим правилам. Новая учительница тонет в бесполезных формулярах и бюрократии. Но Сильвии всё же удаётся достучаться до детских сердец. ⠀

Буллинг и закон: виды ответственности за травлю.


1. Гражданско-правовая форма:

Ст. 152 ГК РФ предполагает, что лицо, распространившее оскорбления, клевету, ложные сведения, порочащие честь, достоинство человека, обязано их публично опровергнуть.

Ст. 151 ГК РФ гласит - если такое распространение сведений причинило ущерб, он должен быть возмещен виновным лицом.


На практике доказать ущерб чести, достоинству ребенка сложно, особенно в денежном выражении. Ущерб чести и достоинству причиняется, но взыскивать предпочитают не его, а возмещение морального вреда. За этим необходимо обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда, обосновав свои требования с приложением доказательств - видеозаписи, скриншоты переписки в мессенджерах и соцсетях, свидетельские показания и т.д. ⠀


Если в ходе травли в школе причинен имущественный вред (разбит телефон, испорчен рюкзак и т.п.), то его тоже можно взыскать. Но придется обосновать как сумму ущерба, так и связь с действиями причинителей вреда (и снова здесь пригодятся видеозаписи и показания свидетелей). ⠀


2. Административная: Ст 5.61, 20.1 КоАП РФ - оскорбление, мелкое хулиганство. Наказание за буллинг по этой статье возможно, если нарушителю исполнилось 16 лет. Младшие школьники отделаются вызовом в ПДН. ⠀


3. Уголовная ответственность: Причинение вреда здоровью: в зависимости от наступивших последствий: ст. 111, 112, 113, 115, 116 или 117 УК РФ. Более вероятно применение последней статьи 117 УК РФ, т.к. именно здесь имеет место систематическое причинение физических или психических страданий. Наказание - лишение свободы, однако оно будет условным в 90% случаев. ⠀ Также возможны причинение тяжкого вреда по неосторожности, угрозы убийством и прочие проявления агрессии - в зависимости от этого будут действовать совсем другие статьи УК РФ. ⠀


Клевета (ст. 128.1 УК РФ) - это устно выраженное унижение человеческого достоинства, ложные порочащие сведения, обидные высказывания в адрес ребенка и т.д. ⠀


Хулиганство (ст. 213 УК РФ) - в некоторых случаях может быть применена за проявления буллинга, однако только в том случае, если насилие и оскорбления были направлены на ребенка путём «случайной выборки» либо потому, что он принадлежит к определенной социальной группе (например, родители работают в определенной организации, низкий доход, принадлежит к определенной национальности, имеет инвалидность или особенности внешности и т.д.) ⠀

Знаменитости тоже плачут: кто из известных людей подвергался буллингу в школе. ⠀


Сегодня хотим рассказать о небезызвестных людях, которые в детстве испытали на себе жестокую травлю от сверстников. ⠀

Принц Гарри. От издёвок сверстников не застрахован никто, даже английский принц. Наследника британского престола одноклассники высмеивали и дразнили рыжим. И если в школе это ещё были безобидные насмешки, то в Афганистане, где принц Гарри проходил службу, его называли имбирным магнитом для пуль из-за его выделяющейся шевелюры. ⠀

Рианна Всё детство подвергалась издевательствам одноклассников из-за внешности. Поводом для придирок стала внешность девочки: цвет её кожи (Рианна жила на Барбадоссе и была гораздо светлее одноклассников). ⠀

Наталья Рудова Девочку хейтили, издевались, она постоянно получала в свой адрес злые шутки и насмешки. Одноклассники и даже учителя считали её белой вороной: кто-то оскорблял Наталью, кто-то игнорировал полностью. Тем не менее Рудова не жалеет о том времени, считая, что тяжёлые годы лишь сделали её сильнее. ⠀

Екатерина Варнава Девочка росла в бедной семье, донашивала за старшими братьями вещи, а волосы прятала под шапку. Её часто путали с мальчиком, сверстники издевались и били её. Всё это, признаётся Екатерина, закалило её и сегодня звезда не позволит никому обидеть себя. ⠀

Равшана Куркова Девочке не нравилась собственная внешность, в частности чрезмерная худоба, поэтому юная Куркова одевалась иногда странно, чтобы скрыть "недостатки". Например, надевала несколько пар колготок, чтобы как-то компенсировать стройность. Но другие дети упорно не признавали в Равшане свою и травили. Один раз юная актриса попыталась помириться с обидчиками и подарила всем билеты в кино на первый фильм с её участием. Этот поступок вышел боком: дети из класса и вовсе стали бойкотировать девочку, делая вид, что её не существует. Из-за такого сильного буллинга Равшане пришлось сменить школу.

Как быть, если причина травли — физическая особенность? ⠀


Каждый человек особенный и уникальный — важно обязательно объяснить это ребенку. При разговоре необходимо выделить его сильные стороны и определить слабые позиции, в которых, как ему кажется, он мог бы уступать другим. ⠀

Старайтесь включать ребенка в разнообразную социально значимую деятельность с опорой на сохранные функции, что способствует созданию активных и действенных форм детского опыта. И в дальнейшем сильные стороны используйте как ресурс в развитии дефицитарных (слабых) сторон, как бы «подтягивая» их. ⠀

Не менее важна и психологическая поддержка ребенка. Родителям нужно формировать его уверенность в себе, в собственных силах, стимулировать желание достичь результатов. Ребенок обязательно должен переживать положительные эмоции от успеха, радоваться успеху. ⠀

Как это сделать? Прием «эмоциональное поглаживание» — родителям необходимо просто каждый день хвалить своего ребенка: «Молодец!», «Умница!», «Ты у меня самый лучший!», «Я горжусь тобой!». Таким образом мы создаем ребенку определенные ориентиры поведения. ⠀

«Интеллектуальная инверсия»- когда не только взрослый передает знания ребенку, но и наоборот. Например, подросток учит родителей, как пользоваться смартфоном и т.п. В данной ситуации ребенок почувствует, что его знания тоже важны, ценны и могут помочь. ⠀

«Обмен ролями», когда ребенок может поменяться местами со взрослым. В зависимости от ситуации, в которой вы находитесь, спросите у него, как бы он поступил на вашем месте, посоветуйтесь с ним. ⠀

Также очень важна и совместная деятельность родителей и ребенка. Можно прочитать какую-то книгу, которая описывает достижения людей с физическими недостатками, обсудить достижения российских паралимпийцев, выбрать вид спорта, в котором и он мог бы добиться успеха.
Травма отвергнутого и буллинг. ⠀

Травмой отвержения в психологии называют результат эмоциональной отстраненности родителей. ⠀

Как возникает травма отвергнутого: ⠀
  • родители (чаще мать) транслируют ребёнку, что не хотели его рождения (например, «мы мечтали о сыне, а родилась ты»)
  • физический отказ от ребёнка (уход одного из родителей из семьи, нежелание контактировать, передача ребёнка на воспитание бабушке)
  • эмоциональная холодность ⠀

Ребенок, получивший «дозу» отвержения в родных стенах, неосознанно транслирует во вне своё психо-эмоциональное состояние. Потенциальный агрессор получает сигнал на интуитивном уровне, что с этим сверстником можно поступать плохо. Вот так холодное отношение дома порождает буллинг в школе. ⠀

ВАЖНО: говорите со своим ребёнком, даже если этот разговор кажется вам пустым, не допускайте высказываний, которые ранят его душу. ⠀

Последствиями травмы отвержения помимо буллинга: избегание близких (глубоких) отношений, страх предательства, уход в зависимости, недоверчивость к людям, невозможность осознать свои истинные желания и потребности, стремление к одиночеству и пр. ⠀

Цель проекта «Белая ворона»-профилактика бyллинга среди подростков Приморского края. Наши психологи проводят занятия в игровой форме, проводят тестирования, дают рекомендации.Мы работаем со школами Владивостока и с учреждениями отдалённых уголков края – Хороль, Новошахтинск, Емар. ⠀

#ГрантГубернатораПриморья#ФондПрезидентскихГрантов#ДепартаментВнутреннейПолитикиПриморья#ПобедительКраевогоКонкурсаСОНКО_2023#БелаяВорона#КлючиОтСердца
К нам поступает очень много запросов на реализацию проекта в других школах, для этого нам необходимы средства, чтобы проект жил дальше и помогал детям. Вы можете поддержать проект пожертвованием, а мы за это будем очень благодарны Вам.
Made on
Tilda